Эрих Мария Ремарк и война


   В последнее время знакомство с писателями хорошо проходит не только через их произведения непосредственно, но и с помощью различных лекций. Читать что-то новое, уже зная при этом автора, намного проще, так как уже складываются первые ожидания от произведения. Так получилось у меня при знакомстве с Ремарком. Известные лекции Дмитрия Быкова давно стали моими любимыми. Многие его идеи конечно же спорные, но сама его способность преподносить материал и заинтересовать слушателей приводит в восторг.
   Я задала себе довольно сложный для себя вопрос: "А почему же я читаю Ремарка так поздно?". Ведь его произведения появляются в списках школьной литературы с чуть ли не восьмого класса. И буквально в первые минуты лекции я и получила ответ на этот вопрос. В России Ремарка считают детским писателем. а все дело в том, что он просто хорошо читается. Дмитрий Быков назвал писателя "поставщиком фильмовых сюжетов", так как в большей степени Ремарк пишет про подростковые мечты. Тут я была не совсем согласна с критиком, так как не считаю, что "чахоточные девы" имеют такую важность в жизни молодых людей, но мне об этом судить, просто это довольно странное высказывание.
   Главным произведением Ремарка по праву считается "На Западном фронте без перемен", имевшее самый большой тираж у автора. Эрих Мария Ремарк писатель слабый, но великий, так как простота его речи, легкость написания помогают ему передать "дух времени" в чистом виде, без лишнего пафоса и размышлений. 
  На фронте писатель пробыл недолго, полтора месяца, а как считается, писатели, которые не прочувствовали войну и весь ее ужас, пишут о войне намного лучше. Они не привыкли к убийствам и бесчеловечности. Так и с "На западном фронте без перемен", произведение стало дневниковой прозой, открыло это направление. Ремарк пишет о бытовых реалиях войны, которые создают чувство бессмысленности войны. Читатель запоминает детали, запоминает размышления новичка, ведь молодым людям свойственно размышлять. Как подметил Быков: "...а чем еще заниматься в окопах...?". 
   До Ремарка военная проза разделялась на четыре группы. Пацифистская проза, где нет смысла войны, ее не должно быть. Литература воспитания, в которой война формирует мужчину из мальчика, и войне отдается некая дань за это. Литература цинизма представляет читателям войну как самую последнюю пошлость, сатирически называет ее идиотизмом. И конечно же литература рассматривающая войну как экстремальную ситуацию, где война не более чем фон.
   Так вот Ремарк создает пятый вид, благодаря которому он и стал одним из главных писателей войны. Этот вид основывается на переходе от старого мира к новому, где человек становится не нужен.
  Для меня Эрих Мария Ремарк стал своего рода открытием, так как я все время откладывала прочтение его произведений, боясь, что не осилю военную литературу. Я знаю не так много писателей, кто настолько внятно описывает чувства и мысли, как Ремарк от лица  молодого солдата Пауля Боймера. "Эрих Мария Ремарк писал от лица целого поколения". Я хочу продолжить свое знакомство с автором, прочесть другие его произведения.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога